Различия между полётными контроллерами DJI Naza-M V2, WooKong-M и A2.
Все три полётных контроллера представлены компанией DJI. Они являются линейкой полётных контроллеров второго поколения, для аппаратов начиная с простых любительских и заканчивая профессиональными промышленными. Полётные контроллеры разительно отличаются по цен. На данный момент в стандартных комплектациях они стоят: A2 – 48282 рубля, WooKong-M – 38890 рублей, Naza-M V2 – 13182 рубля. Данные ценовые различия обусловлены функционалом и характеристиками, которыми обладает каждый из полётных контроллеров.
Полётный контроллер DJI Naza-M V2
Полётный контроллер DJI Naza-M V2 в комплектации с GPS чаще всего устанавливается на любительские аппараты классом от 350 до 800.
Основные особенности данного модуля:
- даже в полной комплектации он остаётся достаточно лёгким и не перегружает аппарат, что позволяет использовать освободившуюся массу для своих целей (увеличение ёмкости аккумулятора, увеличение полезной нагрузки, небольшое повышение манёвренности и скороподъёмности);
- Naza-M V2 достаточно прост в установке и сборке, т.к. количество элементов минимизировано. Полётный контроллер содержит в себе систему управления двигателями, 3-ёх осевой гироскоп, акселерометр, барометр;
- в комплекте поставляется устройство для создания собственной пятивольтовой бортовой сети, которое так же является фильтром и защищает чувствительную электронику от помех, создаваемых ESC и двигателями;
- в комплекте поставляется LED модуль, который служит для передачи текущей информации от полётного контроллера пилоту в визуальной форме, при этом он достаточно яркий, чтобы на расстоянии можно было понять что происходит с аппаратом в данный момент, так же он служит для стандартного подключения полётного контроллера к компьютеру с целью диагностики, настройки или обновления;
- полётный контроллер позволяет аппарату достаточно точно удерживать высоту за счёт использования данных от датчиков давления и GPS, при этом в сравнении с аналогами в своём ценовом диапазоне имеет один из лучших показателей в точности удержания на практике;
- полётный контроллер имеет 3 режима работы: с включенным GPS, с выключенным GPS и ручной режим управления, которые можно свободно переключать во время полёта в зависимости от необходимости;
- в стандартной комплектации с полётным контроллером идёт GPS модуль, который достаточно хорошо удерживает аппарат на одном месте, в том числе позволяет коптеру сопротивляться ветру и продолжать оставаться на месте, а если его всё таки сдвинуло с места, вернуться в прежнюю позицию; кроме того GPS модуль позволяет использовать функцию автоматический возврат к точке взлёта и дополнительные полётные функции Home Lock и Course Lock;
- при использовании GPS для пилота доступны функции Home Lock и Course Lock, которые упрощают съёмку при помощи аппарата и полёт на дистанции выше 50 метров, при этом умея использовать их, можно значительно уменьшить шанс разбить коптер, т.к. даже за пределами видимости аппарата пилотом, можно знать, что он будет делать при управлении;
- у полётного контроллера имеется функция автоматического возврата при потере сигнала с пульта управления, при этом аппарат самостоятельно вернётся к точке взлёта, совершит посадку и выключит двигатели; в процессе автоматического возврата можно восстановить управление и прервать процедуру при помощи простых манипуляций с пультом управления, как только коптер вновь окажется в зоне уверенного приёма сигнала передатчика.
Данный полётный контроллер поддерживает 9 типов полётных платформ: 4 двигателя с расположением I или X, 6 двигателей с расположением I или V, 6 двигателей с соосным расположением IY или Y, 8 двигателей с расположением X, I или V. К полётному контроллеру штатно подключаются системы автопилота DJI Ground Station 2.4 ГГц или 900 МГц, которые позволяет практически полностью автоматизировать полёт аппарата и сосредоточиться на съёмке или выполнении какой-либо другой задачи. Для данных систем доступны 16 точек на маршруте, который составляется с помощью IPad’а или PC.
Идущий в комплекте модуль GPS содержит в себе так же компас, который позволяет коптеру понимать своё положение в пространстве по магнитным полям. Компас является экранированным и предоставляет некоторую защиту от воздействия на аппарат внешнего электромагнитного излучения. Точность зависания с использованием модуля GPS значительно превосходит первую версию полётного контроллера и аналоги в своём ценовом диапазоне.
Улучшенное программное обеспечение позволяет коптеру взлетать не только с ровной поверхности, но и с наклонной поверхности или с рук, без риска для коптера, т.к. Naza-M V2 практически сразу после взлёта производит выравнивание полётной платформы.
При помощи дополнительных полётных функций можно во время полёта изменить принцип управления аппаратом и сосредоточиться на съёмке или не переживать из-за того, как себя поведёт аппарат на большом удалении, когда не видно куда повёрнут его нос.
Так функция Course Lock позволяет переключиться на управление относительно переда аппарата в момент взлёта. Вы ставите аппарат на землю и перед взлётом он запоминает, где были его перед, зад, лево и право. Во время полёта вы включаете функцию и вместо обычного управления, когда нажав вперёд, аппарат полетит в направлении своего переда, нажав назад, аппарат полетит в направлении своего зада, при нажатии влево и вправо, соответственно полетит влево и вправо, вы получаете упрощенное управление относительно момента взлёта. Нажав вперёд в этом режиме, ваш аппарат, независимо от того, как он повёрнут в пространстве, полетит туда, где был его перед в момент взлёта. То же самое будет и с полётом назад, влево и вправо. Таким образом вы больше не привязаны к направлению носа аппарата и точно знаете, что нажав вперёд, он полетит вперёд, даже если нос аппарата с камерой сейчас направлены влево или назад и снимают нужный объект или план.
Режим Home Lock так же может быть включён во время полёта. Его смысл заключается в следующем: перед взлётом аппарат записывает откуда он начал своё движение (точку взлёта), включив Home Lock управление переключается на радиальное, теперь, нажав назад на пульте управления, аппарат полетит назад к точке взлёта, независимо от того, как он повёрнут в пространстве (передом или задом к точке взлёта), нажав вперёд на пульте управления, вы переместите аппарат вперёд от точки взлёта, опять же независимо от его направления носа; нажатия влево и вправо будут перемещать аппарат влево и вправо по кругу относительно точки взлёта на одном и том же расстоянии от неё. При этом точность круга будет зависеть от того, насколько сильный сигнал GPS в зоне полёта, и от того, как сильно электромагнитное излучение, воздействующее на компас.
При использовании шести или восьми двигательных платформ Naza-M V2 предоставляет дополнительную защиту вашему коптеру. В случае отказа одного из двигателей коптер всё равно сможет продолжить полёт, чтобы совершить безопасную посадку. При этом необходимо будет для лучшего управления начать поворачивать коптер вокруг своей оси с помощью пульта управления и переключиться в режим Course Lock, чтобы иметь возможность во время вращения коптера управлять им по горизонтали. Помните информацию по Course Lock? Он даёт нам независимое от положения носа аппарата управление. Поэтому коптер для продолжения полёта может вращаться в любую сторону, а мы сможем управлять им так, как нам надо, чтобы совершить относительно безопасную посадку в нужном месте.
|
Функция автоматического возврата, описанная выше, так же может быть включена пилотом самостоятельно, если зона полёта безопасна и производить дальнейший возврат к точке взлёта нет необходимости, можно передать управление автопилоту и заняться более важными делами. Выключение данной функции производится так же, как и при автоматическом срабатывании.
К полётному контроллеру можно подключить дополнительный модуль BTU, который позволит настраивать коптер без использования PC и кабеля. Данный модуль работает по Bluetooth от IPhone или IPad и через приложение позволяет быстро настроить систему в поле.
Naza-M V2 может работать с аккумуляторами от 2S до 6S, т.е. с напряжением от 7.4В до 26 В, при этом создавая свою собственную 5 В сеть с максимальным рабочим током до 3 А и пиковым током до 7,5 А. Рабочая температура полётного контроллера -10°C - +50°C. Точность зависания по горизонтали примерно равна кругу с радиусом в 2,5 метра. При этом чаще всего аппарат находится в одной и той же позиции, лишь слегка смещаясь в стороны. Точность зависания по вертикали при использовании датчика давления и GPS около 0,8 метра. Максимальная скорость подъёма доходит до 6 метров в секунду, максимальная скорость спуска до 4,5 метров в секунду.
Масса всего комплекта полётного контроллера меньше 150г.
Кроме функции автоматического возврата, так же имеется функция защиты от сильного разряда аккумулятора. Она позволяет задать 2 уровня защиты коптера от разряда АКБ. При срабатывании первого уровня защиты коптер будет индикацией предупреждать пользователя о низком заряде батареи и необходимости вернуться на точку взлёта, либо совершить посадку. При срабатывании второго уровня защиты коптер заберёт себе управление от пилота и начнёт производить автоматическую посадку, чтобы не разбиться при окончании заряда батареи. При этом пилот сможет скорректировать зону посадки или замедлить скорость спуска коптера, чтобы плавне посадить летательный аппарат, но прервать посадку не удастся, т.к. для коптера – это способ спастись.
Данный полётный контроллер поддерживает как стандартные или PPM, так и S-Bus приёмники, и позволяет частично настроить функционал для дополнительного оборудования. К слову, включена поддержка практически всего оборудования компании DJI, которое относится ко второму поколению (подвесы Zenmuse H3-2D/H3-3D/H4-3D, BTU, iOSD mini, iOSD Mark II, 2.4G Ground Station, 900MHz Ground Station, Can Hub, DT-7, DR-16, Lightbridge, винтомоторные группы серии Е), в том числе к полётному контроллеру можно подключить сторонние двух осевые подвесы и настроить их корректную работу. Внимание: не все подвесы воспринимают управляющий сигнал с полётного контроллера, читайте инструкцию к вашему подвесу, чтобы понять, можно его подключить к Naza-M V2 или нет.
Полётный контроллер DJI WooKong-M
Полётный контроллер DJI WooKong-M, в отличие от предыдущего, устанавливается чаще всего на полётные платформы, начиная с 550 и заканчивая 1000. Он может использоваться как в любительских аппаратах, так и в профессиональных. В сравнении с Naza-M V2 он значительно лучше по большей части параметров, при этом сохраняя практически весь функционал от своего младшего собрата. 9 типов поддерживаемых платформ, 3 режима полёта, автоматический возврат на точку взлёта, два уровня защиты от разряда аккумулятора, дополнительные полётные функции, управление подвесами сторонних производителей, возможность подключения приёмников разных типов, возможность продолжения полёта при выходе из строя одного двигателя для 6 и 8 двигательных летательных аппаратов, возможность подключения автопилота Ground Station, возможность настраивать полётный контроллер в поле с помощью мобильного телефона или планшета.
Кроме уже имеющегося функционала есть так же и новый. Доступен автоматический возврат к точке взлёта при разряде аккумуляторной батареи и срабатывании первого уровня защиты летательного аппарата от разряда. Появилась третья дополнительная полётная функция – Point of Interest, которая позволяет облетать интересующую вас точку по кругу, при этом нос летательного аппарата будет обращён в центр круга, позволяя заснять требуемый объект со всех сторон без необходимости самостоятельно удерживать камеру в нужном направлении. Появился отдельный блок IMU, который в Naza-M V2 встроен в полётный контроллер. Данное обстоятельство позволило значительно повысить точность полёта и качество стабилизации для тяжёлых платформ. Для автопилота Ground Station 2.4G или 900 MHz у WooKong-M доступны 50 маршрутных точек, что больше чем в 3 раза в соотношении с Naza-M V2. Кроме того к WooKong-M можно подключать профессиональные трёх осевые подвесы Zenmuse Z15. Сам производитель рекомендует использовать полётный контроллер на платформах S800, S800 EVO, S900, S1000, S1000+.
|
Характеристики претерпели изменения, часто в лучшую сторону: точность зависания по вертикали около 0,5 м, зона зависания по горизонтали – круг с радиусом 2 метра (при этом аппараты практически не имеют дрейфа в пространстве, не смотря на указанную погрешность), диапазон рабочей температуры расширился и немного сместился в сторону тепла -5°C - +60°C, сопротивляемость ветру у аппаратов с данным полётным контроллером составляет 8 метров в секунду, скороподъёмность составляет 6 метров в секунду, при этом скорость спуска так же составляет 6 метров в секунду, модуль PMU может работать с аккумуляторами 2S – 6S, т.е. от 7,4 В до 26 В, масса всего комплекта электроники менее 150 г, хотя из-за дополнительного оборудования габариты комплекта несколько больше, чем у Naza-M V2, что впрочем не так важно для тяжёлых платформ.
Полётный контроллер DJI A2
Третьим и лучшим в линейке полётных контроллеров второго поколения компании DJI является A2. Он обозначается компанией как топовый и используется на тяжёлых промышленных платформах коптеров: S800, S800 EVO, S900, S1000, S1000+. Он обладает всем функционалом младших моделей, при этом имея свои особенности.
Модуль GPS, совмещённый с компасом, хорошо экранирован и способен переносить без проблем для полёта самое сильное электромагнитное излучение, в сравнении с аналогами. При этом точность определения позиции и удержания в ней являются максимальными в линейке.
Модуль IMU имеет хорошее демпфирование, что позволяет аппарату сохранять стабильность в воздухе даже при наличии сильной вибрации, что недоступно более дешёвым моделям, или при активном маневрировании. Улучшенные алгоритмы работы с данными, поступающими от IMU, позволяют значительно лучше компенсировать влияние низкой температуры на точность работы электроники.
В полётный контроллер встроен шестнадцати канальный приёмник, работающий на частоте 2,4 ГГц, по технологии DESST, которая поддерживает передатчики компании Futaba с технологией FASST.
Так же сохранена поддержка приёмников других компаний с разными типами вывода управляющего сигнала.
К полётному контроллеру подведены две линии Can Bus, которые разделяют основные устройства и второстепенные, чтобы минимизировать проблемы с перегрузкой линии Can Bus поступающими данными.
Для дополнительного оборудования доступны 4 канала со свободным выводом сигнала, к ним, например, можно подключить складывающиеся шасси или устройство сброса груза.
Всё так же сохранена поддержка 9 полётных систем, но при этом, в отличие от предыдущих полётных контроллеров, выводов на ESC тут 8, а не 6, и для сборки октокоптера не надо жертвовать каналами для управления подвесом в пользу управления ESC.
A2 поддерживает всё оборудование второго поколения компании DJI. Он создан специально для промышленных полётных платформ S класса и полностью поддерживает их функционал.
В модуль LED встроен модуль Bluetooth, который позволяет настраивать систему в поле без дополнительного оборудования с помощью телефона или планшета.
Для использования доступны 3 дополнительных полётных режима: Course Lock, Home Lock, Point of Interest. Поддерживаются сторонние двух осевые подвесы. Имеется настраиваемая функция автоматического возврата при потере сигнала или включении пилотом. Была улучшена функция продолжения полёта при отказе одного из двигателей на 6 и 8 лучевых аппаратах. В случае проблем с полётом коптер может самостоятельно опустить шасси для более безопасного приземления (данная функция работает только с платформами компании DJI). Рабочее напряжение осталось неизменным – 2S - 6S.
Характеристики полётного контроллера претерпели некоторые изменения в сравнении с Naza-M V2 и WooKong-M. Рабочий диапазон температур -5°C - +60°C. Масса примерно равна 225 г. Немного большие размеры, в сравнении с WooKong-M. Точность удержания по вертикали до 0,5 м. Точность удержания по горизонтали до 1,5 м. Сопротивление ветру до 8 метров в секунду. Максимальные скорости подъёма и спуска – 6 метров в секунду.
Поддержка маршрута до 50 точек с использованием автопилота Ground Station 2.4G или 900 MHz. Более яркий LED индикатор, в сравнении с предшественниками в линейке. Расширенная защита от разряда аккумуляторной батареи. Возможность подключить к полётному контроллеру DJI Lightbridge 2, а соответственно использовать SDK, что значительно расширяет возможности летательного аппарата.